В ее возрасте оперные певцы зачастую только начинают строить карьеру, а Елена Белкина уже покорила Европу и блистает на сценах ведущих оперных театров
Она родилась в Ташкенте, выросла в Джанкое, училась в Киеве, а сейчас в плотном графике ее выступлений Германия, Австрия, Италия, Испания, Япония, Израиль… Как ей это удалось? Как обычная девочка из отдаленного степного городка стала оперной звездой? Как сумела в короткое время сделать рывок вверх по этой полной сложностей и неожиданных препятствий дороге? Неужели действительно сказка о Золушке?
У нас в гостях Лена Белкина – оперная певица, меццо-сопрано. Недавно она исполнила партию Адальжизы в спектакле Национальной оперы Украины «Норма» Беллини в ансамбле с другой оперной звездой мирового уровня, Людмилой Монастырской, которая спела заглавную роль.
– Лена, как выпала такая удача, что две знаменитости, идущие каждая своим курсом, одновременно сошлись на оперной сцене в Киеве?
– Это, конечно, не случайное совпадение. Я должна была петь партию Адальжизы в Киеве в марте прошлого года, с другим составом исполнителей. Но из-за напряжённого графика моих выступлений в Италии и в Вене не получилось. Но уж очень хотелось спеть эту оперу — и это оказалось возможным сейчас, когда Людмила Монастырская дебютировала в заглавной роли. Мне удалось найти зазор в плотном графике моих выступлений между концертом в Австрии и серией спектаклей в Японии. Так и получилось совпадение наших дебютов в этой прекрасной опере с изумительной музыкой.
– Вы еще очень молоды, вам недавно исполнилось 30 лет – в этом возрасте оперные певцы обычно только начинают. А вы уже почти 10 лет на сцене и находитесь на высших ступенях оперного Олимпа, поете ведущие партии на известнейших оперных сценах. Как вам удалось так стремительно взлететь?
– Я довольно рано поняла, что хочу быть певицей, но не думала об опере. Моя мама – музыкант, и когда у меня обнаружился голос, она сказала, что надо заниматься только академическим пением. Мы жили в Джанкое, там не было никого и ничего, что могло бы мне помочь, И вот я в 14 лет целый год ездила на электричке на занятия в Симферополь к педагогу Николаю Ивановичу Горбатову. Потом я продолжила у него заниматься уже в Киевском музыкальном училище им. Глиэра. Так я в 15 лет оказалась одна без родителей в Киеве в общежитии. Николай Иванович заложил мне основы и научил меня петь. С этой базой я поступила потом в консерваторию в класс знаменитой Евгении Мирошниченко.
– Вы были в Киеве одна, без родителей, нужно было учиться и на что-то жить…
– Да, это было очень нелегко. Как и все студенты, я жила в общежитии, часто ходила на спектакли в Киевский оперный театр, мне было очень интересно наблюдать и слушать мастеров. Ну и, конечно, много занималась сама помимо уроков в консерватории, потому что всегда помнила, для чего я здесь. Я всегда была готова учиться профессии, даже иногда поздно вечером, почти ночью просила своего приятеля пианиста подыграть мне, лишь бы еще позаниматься вокалом.
Когда мне было 20 лет – на третьем курсе консерватории – я победила на Международном конкурсе вокалистов имени Бориса Гмыри. Тогда мне сразу предложили контракт солистки Лейпцигской оперы, и я, посоветовавшись с Евгенией Семеновной Мирошниченко, согласилась. Пришлось очень быстро выучить немецкий язык. Так я оказалась в Лейпциге. Потом был его величество случай, хотя я не очень верю в случайности. Известный продюсер Андреа Андерманн, который уже довольно долгое время искал подходящую певицу, пригласил меня на роль Золушки в итальянском телевизионном фильме по одноименной опере Россини. Мне было тогда 24 года, фильм с триумфом прошел во многих странах мира. Участие в этом проекте принесло мне по-настоящему международную известность.
– Эта ваша история сама напоминает сказку о Золушке…
– Да, именно! Я до сих пор отождествляю себя с этим персонажем, потому что, если вспомнить начало и посмотреть, где я нахожусь сейчас, менее чем через 10 лет после начала сольной карьеры, это кажется нереальным. Кстати, до недавнего времени эта героиня оперы Россини действительно была моим любимым персонажем.
– А сейчас?
– Сейчас я влюблена в Кармен – после того, как спела ее прошлым летом на знаменитом оперном фестивале в Брегенце, на открытой плавучей сцене посреди Боденского озера перед аудиторией в 7 тысяч зрителей. Спектакли проходили в течение двух месяцев, и на всех представлениях этот гигантский амфитеатр был переполнен. Кармен – это потрясающий сложный интереснейший образ, и я счастлива, что участвовала в этой необычной постановке, это был мой дебют в этой роли. Теперь я буду ее петь и в других театрах. А летом опять повторю на том же фестивале в Брегенце.
– Там не вполне привычная концовка…
– Это вообще очень интересная постановка, но особенно своеобразен финал. Как известно, Хозе закалывает свою возлюбленную, когда она отказывается к нему вернуться. В постановке же в Брегенце режиссер Каспер Хольтен решил использовать необычное расположение сцены – посреди водной стихии, – и в финале Хозе топит Кармен в озере. Я нахожусь более двух минут под водой, полностью погруженная. Чтобы не захлебнуться, мне нужно использовать закрепленную под сценическим костюмом бутылку с кислородом, такое своеобразное ноу-хау в оперном действе.
– Лена, у вас очень напряжённый и строгий режим, вы красивая молодая женщина — а когда же вы отдыхаете? Видитесь с семьей?
– Как вам сказать… у меня все в порядке, у меня есть мой любимый, который сопровождает меня в поездках и бывает на моих спектаклях – конечно, когда у него есть такая возможность. Я стараюсь часто видеться с мамой, она приезжает ко мне на некоторые спектакли, если это не очень далеко и не очень сложно. Моя мама профессиональный музыкант, и ее советы для меня очень важны. Она же и мой самый строгий критик. Хотя и я сама не даю себе поблажек.
– Нашим читательницам очень интересно было бы узнать больше о вашем доме, готовите ли вы, и есть ли у вас любимые блюда? Какой стиль вы предпочитаете в одежде? У вас отменный вкус – какие украшения вы любите?
– Мое пристанище, место, где я полностью отдыхаю и расслабляюсь – это квартира в Вене, которую я считаю своим домом. Она чудесно расположена, и я ее очень люблю. Из-за того, что моя жизнь связана с многочисленными переездами и длительными поездками, я не очень часто готовлю. К тому же мой друг балует меня блюдами собственного приготовления. Я очень люблю биф-тартар, который он отлично готовит, но могу и сама приготовить мясо.
Что касается одежды – я предпочитаю черный или красный цвет, различных оттенков. Хотя недавно в моем гардеробе появились вещи пастельных тонов – оказалось, что мне это тоже идет. Ну а украшения – какая же женщина их не любит!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
8 марта: праздник весны или пережиток прошлого?
7 причин поехать в Хургаду весной
Чего хочет женщина. 10 моих тайных желаний