Детский и семейный психолог, автор нескольких книг по детской психологии, мама двоих детей, Светлана знает, как вырастить счастливого и свободного ребенка.
Лиза: В одном из интервью вы говорили, что еще в детстве знали, кем станете – или гейшей или психологом. Как сейчас, таки став психологом и мамой двух детей, вы можете прокомментировать свой удивительный детский выбор?
Светлана: Выбор про психолога или про гейшу? Пока я оставила «гейшество» как зону развития. А детская мечта о психологии… Понятия не имею, как она внутри меня вызрела. Зов был всегда
Л.: Когда приходит осознание своих сил, как специалиста? Понимание, что вы действительно знаете, как помочь, можете это сделать и берете на себя ответственность за другого человека?
С.: Работа психолога связана не столько со знаниями, которыми он обладает, и компетенциями, а в большей степени, с миром, с которым он в контакте, с глубиной внутренней работы, со своими исцелёнными и исцеляемыми травмами.
Психолог не берет ответственность за человека – вот как раз этого нельзя делать. Психолог, давая свое присутствие, формируя трансформирующие «терапевтические отношения», помогает человеку посмотреть «в зеркало», увидеть себя и свое настоящее, определить его собственный ресурс и самому взять ответственность за свою жизнь. Психолог, берущий ответственность за клиента на себя, лишает его силы.
Л.: Это сложно — ежедневно работать «жилеткой», вникать в чужие проблемы, сталкиваться с неумением и нежеланием людей анализировать свои собственные поступки и чувства? Где вы черпаете силы, где берете вдохновение?
С.: Психолог – не жилетка, но действительно, оставаться чувствующим часто очень сложно. Я учусь заботиться о себе, мой ресурс – тишина, музыка, природа.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ Ребенок не хочет идти в детский сад — что делать? Советы психолога
Л.: Вы автор нескольких чудесных книг по детской психологии. Расскажите, как детский психолог превращается в писателя для родителей? Когда приходит мысль «а не написать ли мне»?
С.: А у меня не было такой мысли. Есть привычка – записывать идеи. Все главы книг выросли из запросов клиентов и студентов и все написаны по живому практическому опыту.
Л.: Как вы полагаете, воспитание, выращивание ребенка в семье – это больше педагогика или больше любовь?
С.: Это баланс любви, развивающей, питающей, воспитывающей.
Л.: Как думаете, может ли воспитание победить генетику?
С.: Ученые об этом не договорились о том, что первично – наследование или наследственность. Но бережное присутствие в жизни детей очень многое может трансформировать.
Л.: Могли бы вы назвать одну или две ошибки в воспитании, которые характерны для большинства украинских семей?
С.: Перенесение на ребенка ответственности за свою нереализованность. И невнимание к заботе о себе, о своем собственном родительском ресурсе.
Л.: Вы стали публичной личностью, но стремились ли вы к этому? Как к вашей известности относятся ваши родные и близкие?
С.: Ух и сложный для меня вопрос. Я расстраиваюсь, когда меня называют публичной или известной. Для меня (это субъективно) это синонимы попсовости. И часто известность не определяет компетентности и качества работы. Я просто много, честно и глубоко работаю. С собой и с теми, кто мне доверяет. И именно это доверие – для меня абсолютная ценность.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ