Тебе надоела тема выборов? Отличные новости: эта статья — не про них. Она про психологию! Здесь ты узнаешь, какие архетипы олицетворяют кандидаты, каким психотипам людей они нравятся и при чем тут Игра престолов. Мы попросили эксперта, практикующего психолога и блогера Елену Шпундру составить пси-портреты П и З.
Наша страна переживает далеко не первые президентские выборы, но, наверное, это первые выборы, которые представляют нам два совершенно разных типажа кандидатов и соответственно, две противоположных модели взаимодействия с избирательной аудиторией.
Если раньше кандидаты могли принципиально отличаться только курсом движения, то сегодня мы имеем две разных стихии. Неудивительно, что общество так накалилось, разделилось и воюет. Практически, как жители Вестероса с Белыми ходоками.
Попробуем посмотреть на кандидатов с точки зрения теории архетипов Юнга.
П: архетип
Если Фрэнк Андервуд в политической драме «Карточный домик» скорее архетип Купца, несмотря на то, что боролся и достиг президентского кресла, то тот, чья фамилия начинается на букву П, представляет нам архетип Правителя или Монарха.
Купец тоже любит власть, но он скорее любит играть, влиять, манипулировать. Правитель же любит власть ради самой власти. Он тщеславен. Фигура Монарха безусловно сильная, авторитарная. Он всегда знает, как поступить, когда, зачем и что получит в итоге — армия так армия, «стадион, так стадион». Может при необходимости поиграть в простоту и равенство, но на самом деле обожает не только возможности власти, но и ее атрибуты – свиту, кортежи, торжественные встречи и прочий церемониал.
Естественно, стиль общения с аудиторией — покровительственный, патерналистский. Царь может быть один, все остальные – челядь.
С одной стороны, рядом с таким человеком спокойно и безопасно — он не боится ответственности, уверенно принимает риски, не медлит с решениями. Но с другой — в нем нет иронии, новаторства, творчества.
Власть – это очень серьезно. Веско, тяжеловесно. Поэтому Монарха не испугает любая битва, а вот ситуации, в которых он может выглядеть смешно, нелепо, растерянно – его злят, даже бесят. Ведь там где есть простота и смех, там нет тщеславия.
Кому нравится?
Конечно, к архетипу Правителя льнут люди тревожные, больше всего ценящие стабильность, поскольку в любых переменах неспокойно, консерваторы, традиционалисты. Те, кто фантазирует о сильном «отце».
Часто от женщин в поисках отношений можно услышать: «Хочу сильное плечо, чтобы на него можно было опереться», «Хочу быть За мужем», «Хочу чтобы мужчина ударил кулаком по столу и сказал: «Будет так!». На самом деле такие женщины ждут не мужчину, а папу — чтобы пришел, долюбил и донянчил. И чувствуют себя при этом маленькой девочкой. Поэтому и с мужчинами в жизни часто не складывается — деспотизм они принимают за уверенность, а партнерство — за мягкотелость.
Конечно, архетип Правителя кажется им именно таким сильным «папой» и ему они с радостью вручают свой голос.
З: архетип
На втором полюсе — архетип Шут или Трикстер. Трикстер — это демоническо-комический дублер главного героя. Уже одним своим появлением он обнажает все слабые стороны этого героя, если изначально считать им Правителя.
Правитель боится выглядеть смешно? Трикстер смеется. Правитель любит почтение и церемонии? Трисктер ломает все условности и снова смеется. Правитель привык, что создает правила, протоколы, сценарии? Трикстер играет по своим. И опять смеясь. Талант Трикстера ставить Правителя в неловкое положение. От этого Правитель зол, как раненный зверь он воет, но снова бросается в бой. И, очень может быть, проиграет. Потому что играет в другую игру, не в ту, которую закрутил Трикстер.
Трикстер — ловкач и плут. Но в отличие от мошенника, который имеет те же качества, наделен еще своеобразным благородством. Эдакий Робин Гуд, король всех бедных и защитник несправедливо обделенных. Сила Трикстера в том, что он умеет ловчить, обыгрывать власть, ставить ее в неловкое положение, обнажая сокрытое, но он сам не может быть властью ибо с кем тогда играть? Кому являть свои мистификации?
Кому нравится?
Архетип Шута или Трикстера привлекает новаторов, тех, кто не боится перемен, кто знает, каково это — быть на гребне волны. Еще — тех, кто устал от патриархата и хочет партнерских отношений во всем, в том числе и во власти. Тех, кому не нужно, чтобы его усыновляли, опекали, брали под крыло, вели по дороге жизни.
Но основной вопрос этих выборов в том, сможет ли Трисктер освоить другую роль или вместить в себе еще один персонаж?
Тирион Ланистер из Игры Престолов пока не смог стать Правителем — он лишь идеальный советник правителя. Что будет в реальной стране, а не в Семи Королевствах, мы совсем скоро узнаем.